Внеклассная воспитательная работа
Цель воспитательной работы гимназии — сформировать устойчивые нравственные нормы поведения учащихся на основе православной традиции, всемерно развивая и поддерживая проявление гимназистами активной жизненной позиции.
Принципы воспитательной работы в гимназии:
- гимназия и семья придерживаются единых принципов воспитания;
- воспитывает личный пример педагога;
- основной ритм школьной жизни определяется церковным и школьным (от Первого к Последнему звонку) календарями;
- прививается здоровая система ценностей, воспитывается целомудрие и дети оберегаются от пороков.
Духовно-нравственное воспитание в гимназии понимается комплексно и реализуется всей системой образования, включающей в себя и обучение, и воспитание. Воспитание начинается на уроках, но одним учебным процессом оно не ограничивается.
Формы внеклассной воспитательной работы в гимназии:
- система дополнительного образования;
- школьные праздники, общегимназические и внутриклассные мероприятия;
- летний школьный лагерь на базе гимназии;
- воспитательные проекты классов гимназии;
- учебно-воспитательный проект — издание гимназической газеты «Честное слово».
- Система дополнительного образования
включает в себя целый ряд кружков, работа которых направлена на создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся:
Художественно-эстетическое направление:
- Театральная студия «Жаворонок»
- Хор
- Церковный хор
- Рукодельница
- Литературный клуб
Спортивное направление:
- Большой теннис
- Футбол
- Ритмика
- Рукопашный бой
Техническое направление:
- Робототехника
Социально-педагогическое направление
- Азы журналистики
Научное направление:
- Основы микробиологии
- Основы правовых знаний
- Школьные праздники
- Среди традиционных дел гимназии самым любимым остается, конечно, День гимназии, к которому готовятся все. Первоклассников в этот день ждёт посвящение в гимназисты, они получают из рук духовника гимназический дневник и иконку преподобного Трифона. Старшие готовят для них театральное представление, заканчивается праздник всегда исполнением гимна гимназии.
- Пасха запоминается, прежде всего, тем, что в конце дня мы все фотографируемся на память и отпускаем в небо воздушные шарики с поздравлениями к празднику Пасхи незнакомцу. Это незабываемое зрелище, когда сотняи разноцветных шаров улетают в небо под возглас: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
- Рождества гимназисты ждут из-за большого количества гостей. А для старшеклассников сложилась другая традиция — рождественский бал в лучших традициях губернских балов, с обязательными вальсом, полонезом, полькой, которые разучиваются специально к этому дню.
- Среди других традиционных дел — праздники православного воина, день памяти писателя В. А. Никифорова-Волгина, праздник первой учительницы, посвященный А. Н. Тепляшиной.
- День Победы (концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, встречи в гимназии и Клубе ветеранов, шествие «Бессмертного полка» гимназии, возложение цветов к Памятнику воинам, погибшим в войне; литературно-музыкальные композиции).
- Краеведческая работа
Отрыв от родной культуры, незнание истории своего Отечества — трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм народной культуры сделает жизнь ребенка и нашу жизнь полной, красочной, надежной.
Основные направления краеведческой работы:
- литературное краеведение — в т. ч. экскурсии по литературным местам города для младших учащихся; биологическое краеведение — изучение флоры и фауны, проект по озеленению территории гимназии «Вертоград»; музееведение — создание музея ВПГ, Вятской Мариинской женской гимназии, школы, где училась А. Н. Тепляшина, сбор экспонатов, изучение музейного дела, проведение экскурсий по музейной экспозиции; лингвистическое краеведение — изучение диалектологии, участие в диалектологических экспедициях совместно со студентами ВятГУ, участие в создании фонохрестоматии вятских говоров; система экскурсионных и паломнических поездок и походов по памятным историческим местам родного края;
- особое место в краеведческой работе гимназии занимает городская научно-практическая конференция учащихся 6—11 классов «Моя малая родина: традиции и современность» в рамках Малых Свято-Трифоновских чтений. Идея проведения такой конференции на базе гимназии вынашивалась нами в течение многих лет. В 2007 году она воплотилась в реальность: 1 Малые Свято-Трифоновские чтения были посвящены теме «Церковь в истории и культуре малой родины» (в связи с 350-летием Вятской епархии); темы Малых Трифоновских чтений на базе гимназии, количество секций будут разными, неизменно будет одно: они всегда будут посвящены проблемам малой родины, ведь для нас очень важно, чтобы дети наши любили не только свое большое Отечество — Россию, но и трудились на благо своей малой родины — Вятки.
- Летний школьный лагерь
В июне на базе гимназии действует школьный лагерь, воспитательная работа в котором организуется в русле всей воспитательной cистемы гимназии.
- Воспитательные проекты классов гимназии
С 2007—2008 учебного года в рамках общегимназической методической темы по освоению проектной деятельности на МО классных руководителей было решено, что каждый класс гимназии будет реализовывать свой воспитательный проект.
В результате успешно были реализованы следующие воспитательные проекты:
- «Значение рода Васнецовых в истории Вятского края» (исследовательские работы, выступления на Кирилло-Мефодиевской гимназической конференции);
- «Создание музея Вятской православной гимназии» (проект стал лауреатом I Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению, который проходил в мае 2008 года в Москве);
- «Зелёный уголок напротив нашего класса» (мини-исследования, творческие работы, спектакль-сказка; выступления на научно-практической конференции);
- «Шефская работа с учащимися 1Б класса»;
- «Альбом „История класса в истории гимназии“»;
- «Книга памяти»;
- «Литературное краеведение»;
- «Сайт гимназии в Интернете»;
- «Система профориентационной работы»;
- «Бессмертный взвод класса».
- Учебно-воспитательный проект — издание гимназической газеты «Честное слово»
Данный проект объединяет всю систему воспитательной работы в гимназии (рассказывается о гимназических кружках, освещается работа классных воспитательных проектов, публикуются впечатления гимназистов от различных встреч с интересными людьми, печатаются научно-исследовательские работы учащихся, представленные на Малых Свято-Трифоновских чтениях; на страницах газеты педагоги обсуждают воспитывающие возможности различных школьных предметов и т. д.) Творческий коллектив гимназии представлял газету на конкурс Серафимовский учитель, где стали лауреатами. Также редакция нашей газеты является призёром на российском этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя». В начале 2021 года нашу газету отметили дипломом «За наличие собственного стиля и высокую культуру использования языковых средств» на межрегиональной выставке ювенальных изданий «Свежая строка» в городе Барнауле.