Кружок «Робототехника»
Руководитель — Р. О. Вахрушев
Характерная черта нашей жизни — нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.
Сегодняшним школьникам предстоит
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
- решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено:
- изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
- обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Таким требованиям отвечает робототехника. В гимназии по просьбе родителей и учащихся есть кружок «Робототехника», который ведет учитель информатики Роман Олегович Вахрушев. В 2018 году, в день 20-летнего юбилея Вятской православной гимназии, ООО Специализированный застройщик «Железно» сделал замечательный подарок в виде наборов для занятия робототехникой. С того времени у гимназистов с 4 по 7 класс появилась возможность полноценно заниматься таким современным и востребованным направлением, как робототехника, во внеурочное время.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новый, отвечающий требованиям современного ребенка конструктор. Причем, в процессе конструирования и обучения ученики собирают своими руками объекты, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, обретают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни.
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
В начальной школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов, соответственно робототехника в начальной школе — это достаточно условная дисциплина, которая может базироваться на использовании элементов техники или робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую общеучебные навыки и умения.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин: от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования.
«Основы робототехники. WeDo» представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Программа рассчитана на обучающихся 4 класса. Новый конструктор в линейке роботов LEGO WeDo, предназначен, в первую очередь, для детей младшего школьного возраста. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и их основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Цели программы:
- Организация занятости школьников во внеурочное время.
- Всестороннее развитие личности учащегося:
- Развитие навыков конструирования.
- Развитие логического мышления.
- Мотивация к изучению наук естественнонаучного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
- Знакомство детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах.
- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
Команда учащихся в составе Даниила Колесникова, Дмитрия Метелёва и Нохрина Алексея в 2018 году сконструировала универсальный автономный робот-картофелекопатель и стала лауреатом III областного конкурса-фестиваля юных исследователей-изобретателей «Бионик». А сами ребята получили возможность посетить детский космический центр Кировской области, где они осуществили виртуальный полёт на космическом корабле «Союз ТМА» и провели стыковку с Международной космической станцией. Также в апреле 2020 проходил конкурс «Дерзайте, вы талантливы» в рамках открытого городского проекта «Моделирую, исследую, изобретаю». Конкурс был организован совместно с Политехническим институтом ФГБОУ ВО ВятГУ и МОАУ ДО «Станция юных техников». В рамках проекта робот-картофелекопатель занял первое место.
Роман Олегович надеется, что ряды ребят, заинтересованных робототехникой, в гимназии будут пополняться, а количество готовых интересных проектов и собранных роботов будет увеличиваться с каждым годом.