Кружок по русскому языку «Текст как единица языка» (9 класс)
Руководитель — Н. А. Исупова
Занятия в кружке направлены на подготовку учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации. Все занятия строятся тематически: в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ГИА по русскому языку.
Государственный экзамен по русскому языку в 9 классе требует от девятиклассников умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Ребятам необходимо выработать умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины вообще не включены в программу средней школы (например, определение микротем). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации. Итак, основной целью данного курса является формирование в умах школьников понятия текста как единицы языка.
Для подачи информационного материала используются такие формы работы, которые позволяют учащимся успешно сдать экзамен:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- самостоятельный отбор материала;
- работа в группах;
- проведение деловых игр и практикумов;
- работа с пакетами КИМов;
- написание изложений и сочинений.
Учитель на занятиях может по-своему излагать тему, использовать дополнительный (свой) материал, в том числе задания и игры, компьютерные презентации. Шаг за шагом преодолевая трудности орфографических и пунктуационных задач, овладевая способами сокращения текста, ученики приходят к самому главному — создают свой собственный текст на заданную тему.
В результате изучения курса «Текст как единица языка» учащиеся систематизируют полученные в ходе изучения русского языка знания; учатся писать сочинения-доказательства на заданные темы, пишут изложения разных видов (полные и сжатые).
На занятиях кружка активные и знающие ученики проявляют себя, а у других зарождается интерес к русскому языку.