Поверяя алгеброй гармонию
Для учителей гимназии состоялся заключительный в этом учебном году методологический семинар, которым также завершилось погружение педагогического коллектива в тему «Работа с образцовыми текстами».
Семинар был посвящен работе с образцовыми текстами в точных науках: математике, геометрии, физике, астрономии. Предваряя выступления учителей, заместитель директора по научно-методической работе, духовник гимназии прот. Сергий Гомаюнов отметил, что нет ни одной предметной области в школьной программе, где бы не было возможности обратиться к образцовым текстам, и точные предметы не являются исключением.
Учитель математики С. С. Новоселова в своем выступлении говорила о числе как образцовом тексте.
- Когда мы говорим о том, что непознаваемо или выходит за пределы рационального познания, мы вынуждены переходить на язык образов, символов. Математика вообще говорит только на символическом языке. Символический язык, язык образов — это и родной язык Церкви. Самосознание человека, как сотворенного Богом существа, изначально предполагает способность постигать образы и знать, что есть образ.
В сообщении учителя математики и информатики Татьяны Леонидовны Кочуровой речь шла о «золотом сечении», или, как его еще называют, «Божественном сечении», «золотом числе». На конкретных примерах Татьяна Леонидовна показала золотое сечение в неживой природе, микромире, строении растений и животных, в пропорциях человеческого тела.
- Человек способен интуитивно чувствовать пропорции сечения. Ничего удивительного, ведь золотая пропорция у нас всегда перед глазами, в виде самих себя, — таким был вывод в этом выступлении.
Об антропном принципе рассказала учитель физики Елена Викторовна Горшкова:
— Антропный принцип выражается в том, что мы видим Вселенную такой, какая она есть, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек. Этот принцип был предложен для объяснения с научной точки зрения, почему в наблюдаемой Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, необходимыми для существования разумной жизни.
Комментируя выступления, о. Сергий пожелал учителям применять поднятый материал на своих уроках, чтобы точные предметы воспринимались учащимися как мировоззренческие, формирующие истинное представление о мироустройстве.
По результатам двухгодичного осмысления темы «Работа с образцовыми текстами»предполагается издание сборника, в котором будет аккумулирован опыт педколлектива гимназии и который будет полезен коллегам других православных образовательных учреждений Приволжского федерального округа.