От уроков русского языка — к самоидентификации личности
В Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского проходит трехдневный семинар на тему «Формирование самоидентификации личности учащихся при изучении русского языка в православной школе».
Для участия в нем собрались кроме педагогов и учащихся ВПГ более 50 гостей из образовательных учреждений, являющихся членами Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа. Это учителя и их воспитанники из г. Нижнего Новгорода, Городца, Арзамаса, Сормова, Сарова, Дзержинска, Дивеева, Бора, Семенова Нижегородской области, а также Йошкар-Олы, Пензы и Самары.
Первый день работы для участников семинара начался с молебна, который настоятель храма святой великомученицы Екатерины, домового храма гимназии, духовник ВПГ прот. Сергий Гомаюнов отслужил перед образом Божией Матери «Прибавление ума». В своей проповеди о. Сергий напомнил о том, что школа, которая стремится дать ученику лишь сумму знаний, не выполняет своего предназначения, которое заключается в том, чтобы возводить к Господу.
На открытии семинара о. Сергий выступил как сопредседатель правления Ассоциации православных гимназий ПФО, заместитель директора гимназии по научно-методической работе. Он отметил, что ассоциация — явление в нашей стране уникальное, т.к. ведет системную деятельность, аккумулируя педагогический опыт, связанный с ответом на вопрос «Что такое православная школа?». Православная школа должна состояться не только во внешних проявлениях, но, и это главное, на глубоком методологическом и мировоззренческом уровнях. И ассоциация этому активно содействует.
Целью проводимых Вятской православной гимназией семинаров является стремление максимально глубоко погрузиться в ту предметную область школьной программы, которой бывает посвящена очередная встреча (в прошлые годы уже проводились семинары, посвященные преподаванию истории, литературы, обучению в начальной школе). Необходимо этого для того, чтобы понять, как та или иная предметная область может и должна быть представлена в православной гимназии, рассматриваемой как единое образовательное пространство.
О. Сергий призвал педагогов к такому труду, который был бы заметен на уровне других образовательных учреждений, и не только православных, т.к. православные педагоги вынуждены считаться с ситуацией, складывающейся в образовательном пространстве России.
Воспитанность души, внутренний мир ребенка не оценить никакими критериями, но образование наши дети должны получать такое же качественное, какое демонстрируют лучшие школы страны. И не нужно бояться в этом случае слова «конкурентоспособность».
— Православные школы должны стать заметным явлением в образовательном пространстве России, так как мы с вами создаем модель национальной школы, которая воспитывает и образовывает элиту русского народа, — подчеркнул о. Сергий.
От имени министерства образования Кировской области участников семинара приветствовала начальник отдела общего образования Людмила Александровна Вепрева. Она отметила высокий уровень качества образования, которое получают учащиеся Вятской православной гимназии.
— Об этом свидетельствуют результаты областного и всероссийского рейтингов, — сказала Людмила Александровна. — Так, по итогам прошлого учебного года ВПГ вошла в десятку лучших школ Кировской области, лучшие результаты она показала в городском рейтинге. Стала единственной православной гимназией в ТОП-500 России.
Представитель министерства образования региона поблагодарила педагогический коллектив за такую работу, за весомый вклад в духовно-нравственное воспитание детей.
Первой в программе семинара значилась лекция «Система языковых дисциплин в православной гимназии» директора гимназии, кандидата филологических наук Елены Николаевны Мошкиной. Затем лекцию «Структурно-семантический подход в изучении русского языка» прочитала учитель русского языка гимназии, кандидат филологических наук Татьяна Викторовна Лыскова. Состоялись открытые уроки в седьмых классах, которые провели учителя Наталья Александровна Кропачева («Образование причастий») и Елена Геннадьевна Перминова («Исторические изменения в морфемном составе слова»).
В этом году семинар проводится в новом формате, для участия в нем, как отмечалось выше, были приглашены и учащиеся. С ними во время лекций для взрослых работали приехавшие из Москвы специалисты. Это Андрей Владимирович Григорьев, доктор филологических наук, профессор, а также Антонина Вячеславовна Орлова, аспирант МГУ. Их занятия с ребятами были посвящены темам, связанным с этимологией слов, с решением эвристических задач в рамках этих тем.
Первый день для участников семинара закончился автобусной экскурсией по святым местам Вятки.
В два последующих дня программой семинара предусмотрены открытые уроки церковно-славянского языка и русского языка, лекции «Развитие творческих способностей учащихся», «Исторический подход в изучении русского языка в школе», мастер-классы учителей и гостей гимназии, лингвистическая игра для педагогов и учащихся, проведение круглого стола. Также со спектаклем, посвященным житию преподобного Трифона Вятского, выступит школьный театр «Жаворонок». По традиции запланирована поездка к главной святыне вятской земли — в с. Великорецкое.
Закончится работа семинара 3 ноября всенощным бдением в храме св. вмц. Екатерины.
Организация семинара поддержана благодаря средствам международного грантового конкурса «Православная инициатива».