Язык как дар Божий
Второй день семинара «Формирование самоидентификации личности учащихся при изучении русского языка в православной школе», работающего в Вятской православной гимназии в рамках Ассоциации православных гимназий, начался с экскурсии по зданию ВПГ. Расположенное в историческом здании в центре города, православное образовательное учреждение бережно сохраняет историю Мариинской женской гимназии, преемницей которой оно является и которая располагалась в стенах на ул. Московской, 35 до революции. С историей гимназии и ее сегодняшним днем гостей познакомили учащиеся 5-6 классов под руководством учителя истории, руководителя школьного музея Анастасии Викторовны Хлоповой. Проведение экскурсий, участие в проектно-исследовательской деятельности в целом, как отметила директор ВПГ Е. Н. Мошкина, дают ребятам возможность совершенствовать знания и владение родным русским языком.
Ее лекция «Исторический подход в изучении русского языка в школе» продолжила программу второго дня, самого насыщенного по количеству запланированных открытых уроков, мастер-классов и других форм работы с педагогами и детьми. К гостям гимназии в этот день присоединилась Лариса Александровна Унгемах, методист городского Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения. Делясь впечатлениями, Лариса Александровна отметила, что ЦПКРО давно сотрудничает с Вятской православной гимназией, проводит для учителей-филологов курсы повышения квалификации на ее базе. Тем не менее, некоторые учителя ВПГ стали в этот день открытием, потому что давали уроки по таким предметам, на каких ей побывать еще не приходилось, и это, прежде всего, церковно-славянский язык. Открытый урок «Прошедшее время глагола. Перфект» в седьмом классе по этому предмету давала Елена Владимировна Махнева.
Кроме того состоялись, конечно же, открытые уроки по русскому языку. Все они прошли динамично, были содержательно насыщенными, как отмечали участники семинара. Нормы употребления имен существительных в речи разбирали десятиклассники с Натальей Алексеевной Исуповой. О синтаксических функциях инфинитива шла речь у восьмиклассников на уроке Полины Владимировны Зашихиной. Тему «Церковнославянизмы» разбирала Дарья Владимировна Вострикова, молодой педагог, второй год работающая в своей родной школе после окончания вуза. Кстати, комментируя свои впечатления от увиденного и услышанного на семинаре, Дарья Владимировна сказала, что ей, как молодому специалисту, были очень полезны уроки учителей, у которых она училась, будучи гимназисткой. Полезны с точки зрения методической, организационной: они позволили ей ответить на вопросы, как лучше выстраивать отбираемый для урока материал, в какой последовательности давать практические задания и теорию. Семинар в стенах родной школы — очень удобная форма профессионального роста, так как во время учебной недели на уроках коллег побывать практически не удается, семинар же дает такую возможность.
Интересным и очень наглядным был мастер-класс Елены Геннадьевны Востриковой «Изучение церковно-славянского языка в 3-4 классе». Своим видением преподавания латыни и древнегреческого языка в православной гимназии поделился на своем мастер-классе коллега из Йошкар-Олы, учитель славянского и латинского языков гимназии имени Сергия Радонежского Александр Викторович Тищенко. Он отметил, что изучение древних языков, которые, по мнению многих людей считаются мертвыми, очень важно для понимания процессов, происходящих в других языках, и тем более в родном русском.
Закончился второй день мастер-классом Елены Николаевны Мошкиной «Язык как дар Божий».
Поводя итоги второго дня, духовник гимназии, заместитель директора по научно-методической работе прот. Сергий Гомаюнов подарил гостям сборник статей педагогов ВПГ «Библейские основания предметных областей школьного знания», который стал результатом многолетней работы гимназии.
С учащимися в этот день продолжили свои занятия преподаватели вузов из Москвы.
Проведение семинара поддержано средствами гранта «Православная инициатива».