От монет Святой Земли до дневника гимназистки XIX века…
Сколько различных наименований монет упоминается в Евангелии? Что значит фразеологизм «прокатить на вороных»? Из каких сортов молока можно получить в домашних условиях наиболее вкусный творог?
Над этими и многими другими вопросами заставили подумать участников прошедшие Малые Трифоновские чтения, оставившие у всех самые лучшие впечатления. Темы 46 исследовательских работ, представленных на чтениях, были очень разнообразны, недаром все они были разбиты на семь секций. Так, были отобраны работы для представления на культурологической секции, секциях лингвистики, биологии, экологии, литературы и двух секциях истории.
Работ экологической направленности оказалось, пожалуй, меньше всего, но это не умаляет их практической значимости. Так, например, ребята из гимназии им.А. Грина девятиклассница Екатерина Красносельских и одиннадцатиклассник Кирилл Корчемкин исследовали чистоту воздуха в микрорайоне своей школы и месте проживания. Установив, что воздух недостаточно чистый, попытались сформулировать свои рекомендации по исправлению ситуации, одним из пунктов в них значится замена легкового автотранспорта велосипедами. При этом ребята отмечают, что некоторые гимназисты уже давно следуют этому пункту и добираются до школы именно на велосипедах. Поэтому на специально оборудованных возле школы стойках для велотранспорта можно обнаружить каждое утро до десятка таких средств передвижения.
Гости из гимназии Йошкар-Олы прибыли на Малые Трифоновские чтения с работой, касающейся исследования монет, денежных средств, упоминаемых в Священном Писании. Восьмиклассник Никита Сурков, говорит, что раньше при чтении Евангелия у него всегда возникал вопрос о том, что за монеты упоминаются в нем, чему равна их значимость и ценность, ведь не зря же о них говорится в священных текстах. Проделанная исследовательская работа сейчас помогает автору более осмысленно читать Священное Писание.
Из услышанных в его секции выступлений внимание Никиты более всего, по его словам, привлекла работа двух восьмиклассниц из Вятской православной гимназии — Арины Коромысловой и Екатерины Екимовой. В их руки попал большой раритет — подлинный дневник гимназистки Вятской Мариинской женской гимназии, которая более века назад ходила по тем же коридорам и так же общалась с подружками на переменках, что и девчонки-авторы исследовательской работы.
— Очень понравилось работать непосредственно с источником, — поделились гимназистки. — Ведь одно дело, когда кто-то толкует исторический документ, а другое — когда сам читаешь его и переживаешь те чувства, которые выложены владелицей дневника на его страницы. Нам оказалось очень близким и понятным то, о чем она писала, —говорят Арина и Екатерина. — В дальнейшем мы хотим провести сравнительный анализ тех явлений жизни, которые находим в дневнике, и нынешнего времени.
Так что работа восьмиклассниц ВПГ будет иметь продолжение.
Впечатлениями от прослушанных выступлений поделились и взрослые участники чтений, члены жюри. Комментируя выступления в своей секции, Вера Александровна Криушина, кандидат философских наук, доцент кафедры отечественной истории ВятГУ, отметила высокий уровень проработки тем представленных работ, хорошее владение материалом, умение систематизировать, анализировать и сопоставлять отобранные для исследования тексты:
— Меня очень поразила нацеленность ребят на серьезные темы, взрослые, серьезные темы, в пространстве которых школьники свободно ориентируются, легко отвечают на вопросы. Актуальнейшая тема «Романовы на Вятке», например, соединила в себе самые разные аспекты: внимание к городской архитектуре, мемориальной доске на конкретном здании, научным конференциям, которые проходили в городе, литературе, изданной по обозначенной теме, к документальному кино. И все это в работе у пятиклассника. Поразило и то, что ребята очень свободно поддерживают разговор за пределами своей темы, очень осмысленно задают вопросы выступающим, развивают тему со ссылкой на исторические факты, источники. У ребят хорошо сформирован навык комментирования источников.
Отмечалось, что уровень работ, подготовки участников, которые всего лишь осваивают школьную программу, достоин вузовского образования. И в этом большая заслуга преподавателей, которые руководят исследовательской деятельностью ребят.
Кстати, на конференции было представлено несколько работ, посвященных теме учительства. И как отметила В. А. Криушина, внимание к учительской профессии очень важно как для самих учителей, так и для их воспитанников.
Чтения завершились. Будем ждать новых находок и открытий на будущий год.