Чтобы было право воспитывать…
На фото: о. Сергий с учениками после урока
Помощником для учителя любого предмета станет вышедшая в издательстве «Буквица» книга протоиерея Сергия Гомаюнова «История России как Закон Божий».
Осуществляя идею воспитывающего образования с педагогическим коллективом Вятской православной гимназии, где преподает о. Сергий, он многие годы работает над проблемой, как вести школьные предметы, чтобы каждый из них давал учащемуся пищу не только для ума, но и для души. «Библейские понятия мировоззренческой глубины должны быть положены в основание каждой предметной области на всем их пространстве, — пишет автор. — Только в этом случае они становятся опорой для осуществления воспитания через процесс обучения, так как относятся к абсолютной истине».
А проблема, по мысли священника, заключается в том, что «между Законом Божиим и остальным предметным пространством в школе сложился трагический разрыв». И одним только введением так называемого «православного компонента» в школьные программы проблему не решить.
Открывая книгу, видим, что автор, анализируя и размышляя об опыте преподавания Закона Божия в дореволюционной школе, в частности в Мариинской женской гимназии, в здании которой расположена ВПГ, приходит к выводу о том, что уже тогда школьные предметы преподавались зачастую лишь с опорой на научное знание. А между тем, преподавание предметов с опорой только на научный метод не дает учителю возможности осуществлять воспитания через свой предмет. Тем более это касается такого предмета, как история, которую преподает сам священник. Историк, заместитель директора по научно-методической работе Вятской православной гимназии, о. Сергий на примере своего предмета этот разрыв между Законом Божиим и остальным предметным пространством преодолевает: он преподает историю через формирование библейского мировоззрения учащихся.
Этим опытом и делится о. Сергий в новом издании, выпущенном, к сожалению, небольшим тиражом — в 400 экземпляров. А между тем такая книга могла бы быть действительно полезной многим учителям, она им просто необходима. Ведь в ней нашли отражение такие темы, как «Национальная идея по замыслу Божию», «Национальная идея по замыслу человеческому», «Славянское язычество», «Предание о выборе веры» и другие.
В целом, подытоживает автор свои размышления, «курс “История России как Закон Божий” подводит нас к событию Крещения Руси и передает всё, что мы с ребятами сумели понять и сохранить к концу занятий, в предметное пространство “История”». При этом следует очень важный для всех — детей и педагогов — вывод о том, что «мы включены в труд многих поколений. Нас всех может связать только единое для всех поколений понимание замысла Божия о России. От Крещения Руси мы получили евангельское знание как заповедь: “Без Меня, — говорит Господь, — не можете творить ничего” (Ин.15:5). Мы проверили ее на собственном опыте и убедились: без Тебя, действительно, не можем».