Передать наследственные поручения — задача учителя истории
На состоявшейся в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений 17 октября педагогической секции «Взаимодействие Церкви и светских образовательных учреждений в области духовно-нравственного образования» с докладом «Священная война» выступил заместитель директора ВПГ, настоятель храма святой великомученицы Екатерины протоиерей Сергий Гомаюнов.
Работа секции проходила на базе МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова и была организована в форме конференции по теме «Взаимодействие Церкви и светских образовательных учреждений в области духовно-нравственного образования».
Открывая работу секции, начальник отдела Кировского образовательного округа Министерства образования Кировской области Людмила Александровна Вепрева сделала обзор значимых событий в сфере духовно-нравственного воспитания, организованных управлением округа.
Затем с докладом по теме «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания» выступил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов.
После этого слово предоставили заместителю директора Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского, кандидату исторических наук протоиерею Сергию Гомаюнову.
Доклад протоиерея Сергия Гомаюнова «Священная война»
Андрей Анатольевич Машковцев, и.о. заведующего кафедрой истории и политических наук Вятского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, рассказал о вкладе кировчан в Победу над фашизмом.
Личным опытом переживания военной истории, которая, как и у многих, полнится семейными страницами, поделилась консультант департамента образования администрации г. Кирова Ольга Викторовна Соловьева. Также Ольга Викторовна предложила аудитории новые издания, посвящённые теме Великой Отечественной войны.
Для продолжения работы конференции её участники разошлись по трём секциям: «Духовное наследие семьи. Диалог и духовный опыт поколений в воспитании детей дошкольного возраста», «Как говорить с детьми о войне» и «Работа с исторической памятью как педагогическая задача». Руководителем последней выступил протоиерей Сергий Гомаюнов.
Что такое историческая память, как сохранить её и как передать детям, чтобы вырастить их достойными наследниками традиций отцов и дедов? Об этом размышлял, прибегая к собственному педагогическому опыту, о. Сергий.
— Думаю, что для нас с вами история это больше чем школьный предмет, — обратился он к участникам секции. — Я вспоминаю своего школьного учителя-фронтовика Василия Васильевича Вострикова. Он историю преподавал очень эмоционально. И мы заражались его настроением, отношением к предмету.
Далее мысли о праздновании Дня Победы в начале нулевых и в последние годы стали отправной точкой в размышлениях о передаче наследственных поручений. Умирающему было празднику Великой Победы новый импульс придала воплощённая в дело инициатива с «Бессмертным полком», которая, по словам священника, наполняет пасхальной радостью каждого, кто идёт в праздничной колонне с портретами своих близких как с живыми. В эти-то моменты и происходит передача наследственных поручений или наследственного задания. Как справедливо было замечено, можно сколько угодно произносить «Мы — наследники Победы», но от этого настоящими наследниками никто не станет. А вот «Бессмертному полку» удаётся дать нынешним поколениям чувство обладания бесценным наследием. Перед учителем же стоит задача — как перенести это на урок?
Думается, что присутствовавшие на секции учителя после выступления о. Сергия и других участников чтений смогли ответить для себя на этот вопрос.