«На русском дышим языке…»
В рамках форума «Интеллектуальные силы Вятки» на базе Вятской православной гимназии состоялась актовая лекция «Наследие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в современном культурном пространстве».
Ее организаторами стали научно-образовательный центр в области гуманитарных наук ВятГУ (руководитель — доцент, канд.филол.наук, профессор К. С. Лицарева), кафедра русской и зарубежной литературы и методики обучения ВятГУ (зав.кафедрой — доктор педагогических наук, профессор Е. О. Галицких).
Поскольку встреча была посвящена Дню памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, лектор напомнила аудитории о том, что в России впервые празднование этого дня было установлено в 1863 году Святейшим Синодом, в СССР в 1985-м 24 мая было объявлено Днём славянской культуры, а с 30 января 1991 г., когда было принято специальное постановление, в нашей стране ежегодно проводятся Дни славянской письменности и культуры.
Участники лекции — учащиеся Вятской православной гимназии, студенты-филологи ВятГУ, учителя-филологи — с большим интересом отнеслись к предложенной теме и активно включились в поиск ответов на вопросы: «С какой целью вы читаете?», «Зачем быть умным?»
Далее, выбрав провокационный метод «от противного», Ксения Станиславовна вела диалог со своими слушателями о качестве современного русского языка, о влиянии электронных ресурсов на развитие интеллекта в целом и восприятие текста в частности.
Ксения Станиславовна приводила множество примеров, цитировала известные произведения и святоотеческую литературу. Так, о важном задуматься заставили слова святого равноапостольного Кирилла: «Язык — величайшая ценность, ценнее всех вещественных ценностей, потому что только язык позволяет народу быть народом».
В завершение встречи была положена мысль о том, что у русского человека один путь — от слова к храму, потому что, как писал Блаженный Августин: «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу».
Далее состоялся круглый стол для педагогов, вела который Е. О. Галицких. Тема круглого стола была очерчена цитатой из наследия В. А. Сухомлинского: «Детей покоряет влюблённость учителя в знание».
Началом обсуждения темы послужили три основных посыла. Один из них — опять же цитата, на этот раз из книги академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Заметки о русском»: «Хороший в русском языке — это, прежде всего, добрый… Доброта — это человеческое качество, ценнейшее из всех… Доброта — она всегда умная».
Второй посыл — идея публикации в «Литературной газете» № 20 «Недоросль, возомнивший себя Богом» о недавнем трагическом событии в Казани.
И, наконец, третий посыл — впечатления от открывшегося в эти дни Костомаровского форума, проводимого Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, ключевой темой которого является осмысление роли русского языка и его функционирования в новых условиях, созданных информационной революцией и технологическим прорывом последних десятилетий. Главной задачей организаторы форума ставят обсуждение проблем русского языка во всех сферах общественной жизни и поиск их решения.
Участниками «круглого» стола были высказаны следующие идеи. Татьяна Константиновна Косолапова, председатель Кировского регионального отделения АССУЛ (АСПРЯЛ), считает, что больше внимания нужно уделять в школе предметам гуманитарного цикла, а духовно-нравственный аспект в воспитании должен быть превалирующим. Также Татьяна Константиновна выступила с предложением о создании клуба православных педагогов, на заседаниях которого учителя могли бы обсуждать наболевшие школьные проблемы и пути их решения в свете православной традиции.
Ирина Витальевна Галкина, учитель русского языка и литературы средней школы № 5, заострила проблему нехватки молодых учительских кадров. Ее беспокоит, что современный ученик не знает, например, что такое нравственный выбор, а современная компьютерная техника часто отвлекает ученика от главной идеи урока, мешает самостоятельно мыслить. Ирина Витальевна предлагает на уроках литературы читать как можно больше живых текстов.
Елена Николаевна Мошкина, директор Вятской православной гимназии, откликнулась на предложение Т. К. Косолаповой о создании клуба православных педагогов, напомнила, что такой клуб в 90-е годы начинал работать при средней школе № 16. А позже его идеи подхватила Вятская православная гимназия, педагогический коллектив которой в основу угла ставит воспитывающее обучение. И если на уроках говорить с детьми о смысле, а не просто передавать детям сумму знаний, то это уже можно считать началом разговора о Боге.
Наталья Ильинична Злыгостева отметила, что литература в школе всегда была не предметом, а уроком жизни — тем, что давало определенные духовно-нравственные установки. К сожалению, в современной школе это выхолащивается, заменяется новыми технологиями. В то время как все равно главными должны оставаться литература, русский язык, история, обществознание.
Как доброе напутствие участникам круглого стола прозвучало замечательное стихотворение Юны Мориц:
Язык обид — язык не русский,
А русский — не язык обид.
И никакой перезагрузкой
Не будет русский с толку сбит.
Загрузкой пере или недо
Такой язык свихнуть нельзя.
Он не сдаёт страну и недра,
Ни перед кем не лебезя.
Он не сдаёт и не сдаётся —
Звезда такая у него
Во мгле небесного колодца,
Где русской речи Рождество.
И этот праздник русской речи
Высокой глубью сотворён —
Как путь, где трепетные свечи
Ведут над пропастью времён.
Не мы — обиды инвалиды.
Мы на вселенском сквозняке
От Арктики до Антарктиды
На русском дышим языке.
← Предыдущая Следующая →