В день Торжества Православия
В первое воскресенье Великого поста — в день Торжества Православия — в домовом храме гимназии — храме святой великомученицы Екатерины совершалась праздничная Литургия архиерейским чином.
Праздничное Богослужение — Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия — возглавил Митрополит Вятский и Слободской Марк. Как сообщает сайт Вятской епархии, Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, настоятель храма святой Екатерины протоиерей Сергий Гомаюнов, клирик храма иерей Вячеслав Романов.
Богослужение украсили церковные песнопения в созвучии двух хоров — Архиерейского хора под регентством Юлии Скопиной и детского хора храма великомученицы Екатерины — домовой церкви Вятской православной гимназии — под регентством Екатерины Марьиной.
Учителя и учащиеся, присутствовавшие на Богослужении, смогли причаститься святых Христовых Таин.
Настоятель храма святой великомученицы Екатерины, духовник Вятской православной гимназии, в своей проповеди отметил, что «Великий пост — это шествие нашей с вами Церкви из страны рабства к земле обетованной. И это шествие, как мы с вами знаем еще из истории Ветхого Завета, шествие народа Божьего, это шествие Церкви воинствующей, поскольку Церковь всегда должна была иметь воинственность против всех тех, кто пытался не допустить ее туда, куда Господь ее ведет. В истории Нового Завета это выразилось в том, что против Церкви воспитывали различные еретические учения на протяжении многих веков, и одним из них была ересь иконоборчества. И когда эта ересь была искоренена и преодолена, появился этот праздник, который именуется праздник Торжества Православия. Это праздник всей нашей с вами Церкви над всеми попытками исказить наше с вами вероучение. Это праздник торжества Истины».
- Когда мы говорим слово «торжество», многие люди хотят видеть внешнее благополучие, внешнюю славу того, что торжествует, — сказал о. Сергий, обращаясь к присутствующим. — Однако история Церкви свидетельствует о том, что если это и было когда-то и где-то, это было очень редко, нечасто и местами, а в большей степени наша Церковь преодолевала различные испытания и гонения. Но при этом, когда сторонние извне смотрят на нашу с вами Церковь, на людей, которые в ней иногда совершают грехи, иногда падают, когда они идут на исповедь со слезами, то могут спросить: а что такого в этой торжествующей Церкви, что она радуется и о чем она произносит свою славу? А мы им ответим словами сегодняшнего Евангелия, когда Господь встретил апостола Нафанаила и говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51). Братья и сестры, это отверстое небо и есть самое главное сокровище нашей с вами Церкви. Отверстый — это значит открытый, и открыл эту дверь в небесное царство Спаситель, желающий, чтобы мы вслед за Ним вошли туда, откуда Он пришел.
Так вот, против этих отверстых врат всегда воевали и будут воевать противники нашей Церкви. Они бы очень хотели, чтобы врата закрылись, но мы-то с вами знаем еще то, что от пророка Исаии нам с вами было предвещено, когда пророк Исаия возложил на царство небесное ключ царя Давида: что он откроет — никто не закроет. Поэтому наша с вами Церковь торжествует, что никому не дано посягнуть на истину, никому не дано закрыть открытые врата в царствие небесное. Спаситель сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).
В заключение проповеди о. Сергий призвал паству вслушаться в слова предстоящего молебна, который посвящен Торжеству Православия, и вспомнить с благодарностью всех, кто трудился на благо православной церкви и сохранял в истинности и неповрежденности православную веру.
По окончании Божественной литургии Владыка Марк совершил чин Торжества Православия. Завершая богослужение, он обратился к присутствующим с архипастырским словом:
- В завершении богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
- Дорогие братья и сестры, сейчас время Великого поста. Разве это время траура? Великопостная весна — символ нашего очищения. В дни Великого поста читается такая содержательная молитва Ефрема Сирина. Хотелось бы отметить, что молитву не просто читают, ее изучают, ее практикуют. Если кратко разобрать ее содержание, то понимаем следующее: Кого мы зовем, Тот к нам и приходит. В молитве мы свидетельствуем, к кому мы обращаемся: «Господи и Владыка живота моего» — Творец мира, Который из нематериального мира привел мир в видимый, Он же является Жизнеподателем, он же является Вседержителем.
Сразу говорим о том, что мешает человеку пребывать в радости Богообщения, что отлучает его от любви Божией: дух праздности, любоначалия, празднословия. Все это связано с чем? С гордыней. Мы сразу себе напоминаем, что это нас губит, стараемся своей жизнью от этого отвратиться, отойти.
Напоминаем также себе, а что полезно, в чем нужно упражняться, чтобы сохранить мирный дух и радость общения человеческой природы, то есть себя с Богом? «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне». Бог есть любовь, поэтому нам также нужно любить друг друга. Святые отцы говорят: как можно любить Бога, а ближнего, то есть Его творение, ненавидеть? Мы это не вычитываем, в этом упражняемся. Мы просим о чем? Чтобы мы свои прегрешения видели и не осуждали своего ближнего. Господь говорит: каким судом мерите, таким и вам отмерится. Если мы хотим получить прощение своих грехов от Бога, то надо и самим научиться прощать другого человека. Как к одному подвижнику благочестия подошел духовное чадо и говорит про другого человека: «Батюшка, он ангелов видел», на что тот ответил: «Это неудивительно, вот если бы он видел свои грехи, я бы тогда удивился». Давайте таким путем идти: не просто вычитывать молитвы, а их изучать, в них упражняться и в них практиковаться и через это исполнять заповеди Божии, которые нас наставляют на путь пребывания в радости Богообщения не только в будущей жизни, но и здесь во временной жизни.
По материалам сайта Вятской епархии
← Предыдущая Следующая →