В завершение Святок — о добре и зле
Завершение святочной недели в Вятской православной гимназии ознаменовалось проведением необычного занятия, посвящённого теме «Святочный рассказ». А необычно оно тем, что провёл его гость гимназии — преподаватель факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета Владимир Викторович Двоеглазов.
Старшеклассники — учащиеся двух десятых и одиннадцатого классов — в своих сочинениях рассказали, чем запомнилась им эта встреча.
***
19 января в нашей гимназии прошла прекрасная встреча с преподавателем ВятГУ Владимиром Викторовичем Двоеглазовым.
Тема встречи была связана с литературой. Речь шла о Николае Семеновиче Лескове и его произведении «Старый гений». Оно относится к святочным рассказам. И не удивительно, что выбор пал на него, ведь встреча проходила 19 января, в праздник Крещения Господня, когда Святки только-только завершились.
Рассказ «Старый гений» повествует нам об одной старушке, которую обманули, взяв в долг приличную сумму денег. Наверняка, и в настоящей жизни с людьми происходят такие ужасные случаи. Однако старушка добилась возврата долга, и произведение закончилось хорошо, как и положено в святочных рассказах. Главная мысль, которую мы вынесли, заключается в том, что сила человеческой мысли способна менять ситуацию и творить настоящие чудеса, ведь поначалу старушке отказывали в помощи, но её желание помочь прежде всего другим, а не только самой себе, было превыше всего.
Надежда Любовикова, 10 «Б» класс
***
Владимир Викторович с самого начала выделил в рассказе противостояние светлого и темного. Со стороны светлого — старушка, которая даже после рассказов других верит в существование чего-то хорошего в любом человеке, а с темной — тот человек, который воспользовался её добротой в своих целях. Сначала добро, казалось бы, проигрывает, но потом одерживает победу. Сама ситуация с обманщиком очень реалистичная, но вот её разрешение, по сути, — чудо, которое является важным условием при создании святочного рассказа. Именно тот человек — «старый гений» осуществил его и помог восторжествовать справедливости.
Сам Владимир Викторович — очень интересный лектор, собеседник. Он даже поделился с нами тем, что считал классическую литературу какое-то время оторванной от реальности, но именно «Старый» гений и еще несколько рассказов убедили его в обратном.
Мне было бы интересно обсудить с ним еще какие-нибудь классические произведения.
Аксинья Поздеева, 10 «А» класс
***
Темой нашего урока был святочный рассказ Н. С. Лескова «Старый гений», который входит в целый цикл святочных рассказов этого автора. Этот рассказ мы читали еще в восьмом классе, но, к сожалению, сюжета я почти не запомнила, поэтому встреча с преподавателем вуза дала возможность перечитать и переосмыслить рассказ. Раньше я уже читала рассказы из этого цикла. У них всегда добрый, счастливый конец, и после прочтения таких рассказов сразу хочется верить в чудеса. На уроке мы не просто читали рассказ. Владимир Викторович разделил нас на группы, и каждая группа читала свою главу, а потом, как будто собирая пазлы, мы по очереди рассказывали, о чём говорится в нашей главе. Но перед прочтением глав Владимир Викторович предложил нам поразмышлять о том, каким может быть поворот событий в рассказе, и каждый предлагал свой вариант.
И наверное поэтому каждого из нас зацепил состоявшийся разговор, ведь он был живой, учитывалось мнение каждого присутствовавшего.
Евдокия Ситникова, 10 «А» класс
***
Владимир Викторович помог нам понять главный посыл рассказа «Старый гений» и проанализировать темы, прозвучавшие в этом произведении. Мы пришли к выводу, что этот рассказ о справедливости, милосердии, о том, как добро борется со злом. Данные темы не потеряли актуальность и в наши дни.
Также Владимир Викторович рассказал нам о русской классике в целом, спросил, какие произведения мы уже читали. В беседе прозвучала мысль о том, что человек, не читающий классику, теряет очень многое. Литература помогает людям понять мир и выработать правильный путь в жизни. В будущем я планирую прочитать те произведения, которые были упомянуты на уроке и с которыми я еще не знакома.
Приглашать преподавателей университета в школу — очень интересная и нужная практика. Услышать об уже знакомых писателях и произведениях от нового лица бывает очень полезно. Мы знакомимся с новым мнением, основанным на большом опыте, и формируем свое. А это необходимо научиться делать в процессе обучения.
Анна Драченкова, 10 «А» класс