Новый взгляд на знакомые произведения
подарили старшеклассникам крещенские встречи с преподавателем факультета медиакоммуникаций ВятГУ Владимиром Викторовичем Двоеглазовым.
Как и в прошлом году он побывал в нашей гимназии 19 января, когда православная церковь празднует Крещение Господне. Эти встречи становятся доброй традицией. Девятиклассники вспомнили и обсудили с Владимиром Викторовичем рождественский рассказ Н. С. Лескова «Старый гений», одиннадцатиклассники благодаря гостю обратились к произведению Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
***
Рассказ Лескова «Старый гений» мы изучали по литературе в восьмом классе. Было интересно перечитать его год спустя вместе с преподавателем из университета.
Мне очень понравилась работа над отдельными словами из текста. Меня удивило, как всего одно слово может влиять на понимание смысла произведения.
После встречи с Владимиром Викторовичем «Старый гений» открылся для меня по-новому.
Влад Черепанов, 9 «Б» класс
***
Очень ценно, что Владимир Викторович обращал внимание на совсем мелкие, не существенные, на наш взгляд, детали. Он показал, что и они играют большую роль в понимании произведения.
Мария Мельникова, 9 «Б» класс
***
На занятии мы обсуждали произведение Николая Семеновича Лескова «Старый гений». Урок проходил в достаточно интересной форме. Нам предложили разделиться на группы, чтобы прочитать и обсудить каждую из глав рассказа. Владимир Викторович старался заинтересовать произведением каждого ученика. С самого начала встречи он создал спокойную, рабочую обстановку в аудитории. МЫ отвечали на вопросы по произведению, учились слушать другу друга и высказывать свое мнение. Собрав все главы воедино, мы подвели итоги. Все присутствующие, по-моему, получили ценный опыт. Нам удалось увидеть новые грани в произведении. Взглянуть на него с другой стороны.
Дарья Быстрякова, 9 «Б» класс
***
Надеюсь, Владимир Викторович еще придёт в нашу школу и проведет для нас подобный урок, ведь это очень познавательно и интересно.
Варвара Гужавина, 9 «Б» класс
***
Владимир Викторович Двоеглазов второй год подряд приходит к нам в день Крещения Господня и беседует с нами о таком литературном жанре, как рождественский рассказ. В этот раз мы обсуждали произведение Ф. М. Достоевского «мальчик у Христа на ёлке».
Это история маленького мальчика с тяжелой судьбой. Он с мамой живет в подвале, там холодно, темно и сыро. В начале рассказа мы узнаем, что мама больна и мальчик совсем один. Таким образом тема одиночества и маленького человека (в прямом и переносном смысле) является центральной.
Когда мы читаем дальше, то перед нами встают образы равнодушных, жестоких людей, с которыми сталкивается мальчик в поисках еды. Но они лишь отмахиваются от него, пытаясь не замечать его состояния. Для них маленький, грязный оборванец. Действие происходит в Сочельник, и окружающие не хотят портить себе настроение в праздник, всех заботит собственное благополучие. До маленького мальчика, слоняющегося без взрослых в студеный день, им нет дела. Даже охранник порядка проходит мимо, сделав вид, что не видит ребёнка.
Герой ходит возле витрин, рассматривая содержание каждой, несмотря на то, что изначально пошел искать себе еды. Его маленькие пальчики совсем заледенели, негде ему согреться, негде взять хоть крошку хлеба! Послонявшись по улицам, мальчик забредает во двор, где устроившись возле дров, ощущает тепло и начинает засыпать. В этот момент ему слышится голос матери, зовущей сына с собой, туда, где счастливые дети целуются и обнимаются, туда, где его ждет радость. В этот момент мы понимаем, что мальчик замерз и умер. И тема смерти здесь также является ключевой. Однако здесь смерть — это переход в другой мир, праведный и чистый, где нет места жестоким и равнодушным людям.
Дарья Герасимова, 11 «Б» класс
***
Во время Святок всегда происходят знаковые и запоминающиеся встречи. По традиции у нас побывал Владимир Викторович Двоеглазов и провел лекцию о рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Он показался мне непростым и непохожим на обычные рождественские рассказы. Мы привыкли, что в таких рассказах никто не умирает и все заканчивается хорошо. Но в этом рассказе маленькому герою никто не помогает, и он замерзает на улице. Зачем же Федор Михайлович написал такой рассказ, в котором ребенок умирает накануне Рождества? Владимир Викторович помог нам раскрыть замысел автора. Оказывается, можно провести параллель между героем рассказа — маленьким мальчиком и младенцем Христом. Он ждет, что кто-нибудь заметит его и поможет. Но люди вокруг или не хотят видеть бедного сироту, или видят, но остаются равнодушными к его судьбе. Когда мальчик вошел в чей-то дом, на него стали кричать и махать руками. Какая-то женщина дала ему копеечку и выставила за дверь. Деньги тут же выпали из замерзших рук ребенка. Это символ того, что добро, совершенное без любви, не несет никакой пользы. Затем у мальчика отбирают картуз, и он бежит, спасаясь от обидчика. Сирота прячется во дворе за дровами и начинает засыпать.
Он слышит чей-то голос и уже не чувствует холода и боли. Господь забрал его к Себе на ёлку, к таким же детям-мученикам, потому что на земле мальчик страдал и был уже никому не нужен.
Этот рассказ учит нас быть сострадательнее и быть сострадательнее и внимательнее к людям, которым нужна помощь и поддержка.
Анна Драченкова, 11 «А класс
***
У меня этот рассказ вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, Рождество — праздник радости, счастья, любви, чуда. Поэтому, казалось бы, в такой день не должны происходить события, описанные в рассказе. Но таким образом поднимается очень важная тема маленького человека.
Композиция произведения очень интересна. Главный сюжет как будто обрамляется словами автора, которые следуют в самом начале и в конце. Владимир Викторович обратил наше внимание на это, подчеркнув, что такая композиция текста напоминает изображение на иконе. И такая точка зрения показалась мне очень интересной.
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» заставляет о многом задуматься. Я благодарна нашей гимназии за предоставленную возможность побывать на такой замечательной лекции.
Арина Бородай, 11 «Б» класс
← Предыдущая Следующая →