Архиерейское богослужение в гимназическом храме

2025 год

В воскресный день, 23 февраля, в храме святой великомученицы Екатерины была отслужена Божественная Литургия архиерейским чином.

Владыка Вятский и Слободской Марк провел богослужение вместе с секретарем Вятской епархии настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы иереем Виталием Лапшиным, настоятелем Екатерининского храма протоиереем Сергием Гомаюновым, иереем Вячеславом Романовым.

В храме собрались прихожане, педагоги гимназии, учащиеся, родители, чтобы общей молитвой начать неделю о Страшном Суде.

Мощные голоса архиерейского хора под управлением регента Юлии Скопиной и нежные детские церковного хора Вятской православной гимназии под управлением регента Екатерины Марьиной сопровождали все Богослужение.

Перед Таинством Причастия Святых Христовых Тайн о. Сергий Гомаюнов обратился к молившимся со словами проповеди:

- Дорогие братья и сестры, Церковь начинает готовить нас к трудам великого поста. Эти труды должны быть пронизаны евангельским духом, и поэтому сегодня мы с вами снова получаем евангельский урок. И эти труды, которые предстоят нам, они должны соответствовать тому, о чем говорит Святое Евангелие. Мы слышали с вами сегодня притчу о Страшном суде. Страшный суд — это слова, которые не встречаются в Евангелии, там есть День Господень, последний день, там есть судный день. Страшным судом, как мы с вами знаем, это люди назвали то событие, в котором мы все с вами будем участвовать. Мы все с вами призваны на суд, а это значит, прежде всего, то, что жизнь наша, она нам с вами не принадлежит, мы с вами за неё будем нести отчёт перед Господом нашим. И это значит, что Он даёт нам правила жизни, по которым и будет судить нас. Притча о Страшном суде открывает нам удивительную тайну там, где, кажется, её особенно и не видится. Мы слышали с вами о том, что Господь хвалит одних — это праведники, которые одесную Его, хвалит за то, что они сделали много дел милосердия во славу Божию. А другим Он говорит о том, что они будут отвержены от Господа и войдут в Царство Небесное, потому что этих дел не совершили. Где же здесь глубина, в которую нам следует вдуматься? А глубина заключается вот в чем. Посмотрите, страшный приговор услышат люди из уст Самого Господа Иисуса Христа: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И если бы мы с вами эту притчу не слышали, вы бы, наверное, подумали, это речь идёт о разбойниках, бандитах, убийцах, насильниках, ворах, грабителях. Да нет, здесь эти страшные слова услышат люди, которые, по крайней мере, не сказано, что они это совершали. А они, чем Господа прогневали? Тем, что они не совершали добрых дел. Вот Ветхий Завет имеет своё понятие о праведности. Ветхозаветная праведность — это когда ты что-то не делаешь. И человек может сказать: я не крал, я не совершал насилие, и этого было достаточно. Евангельская праведность, она гораздо выше. Она говорит о том, что мало чего-то не делать. Нужно ещё и делать. И если ты не отбирал хлеб у другого человека — этого мало. Господь спрашивает, ты хлеб кому-нибудь дал? И если ты никого не лишил одежды, то Господь сегодня спрашивает: а ты кого-нибудь одел? То есть мало просто чего-то не делать. Нужно делать добрые дела. И поэтому те люди, которые, в общем-то люди хорошие, они могут услышать эти слова, потому что они этих добрых дел не имеют.

Не случайно притче о страшном суде предшествовала ещё иная притча, которую Господь рассказал. Притча о десяти девах. Помните? Да, там пять юродивых и пять мудрых дев. У тех и у других есть лампады. Все есть, кроме одного. У одних масла нет в лампаде, а у других оно есть, потому что от Господа лампада, то есть жизнь нам от Господа дана, но наполнить её маслом, то есть добрыми делами — это уже от нас. И те девы, которые названы там юродивыми, они ведь тоже, в общем то, не замешаны в каких-то греховных делах, но услышали они: «Отойдите, Я вас не знаю».

Доброделание — это само по себе чрезвычайно важно, потому что, как сказано, например, о покаянии, принесите плоды покаяния. Вы не просто покайтесь. Плоды покаяния принесите, и мы с вами причастники Господу нашему. Мы должны не просто воздерживаться от греха, мы ещё должны и усердствовать в доброделании, причём не просто в доброделании, а в доброделании ради Самого Господа. Добрые дела ведь совершают все — и люди иных вер, и даже атеисты. Но мы с вами призываемся совершать добрые дела, так как в Евангелии сказано праведникам, Господь сказал: за то, что вы Меня посетили, за то, что вы Меня накормили, за то, что вы Меня одели — вы наследуйте царство небесное, уготованное вам от сложения мира. И праведники удивляются: «Господи, да когда ж мы Тебя кормили? Да когда мы Тебя одевали? А Он говорит, если вы это одному из малых сделали, то это вы Мне сделали.

Преподобный Паисий Святогорец объясняет это так: эти праведники, они удивительные люди, когда им Господь сказал доброе слово, они удивляются: Господи, а чего мы такого сделали? Мы же не какой-то подвиг совершили — накормить, напоить, одеть, посетить… это же должны люди делать. И они удивляются, за что награда. И эта награда — это есть милость Божия. И преподобный Паисий говорит: у этих праведников очень сознание устроено интересно. У них, может быть, виноградник, он его подарит и тут же забудет своё доброе дело. А когда ему кисточку виноградную подарят, он всю жизнь об этом будет помнить, забывая свои добрые дела. Зато те дела, которые им делают, они будут помнить и благодарить благодетеля во всю свою оставшуюся жизнь. Поэтому мало творить доброе дело, надо делать это доброе, творить, как Сам Христос творил и как Самому Христу мы должны творить. Поэтому будем помнить о том, что Христос, Он всегда рядом с нами. И поэтому не надо думать, что где-то Бог далеко, а я Тебя, Господи, не видел, не знал. Оглянись: ближний — рядом с тобой стоящий, а в нём — Христос, делай ради Христа доброе дело и спасёшься.

Причастия Святых Христовых Таин во время богослужения сподобились как прихожане, так и педагоги и учащиеся гимназии.

После Божественной Литургии, даже когда Владыка попрощался с присутствовавшими в храме, сомолитвенникам, наполнившимся благодатью, долго не хотелось покидать храм.

← Предыдущая Следующая →